ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ
16.08.2021
СЕРГЕЙ МУХИН
«ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО МЕЧТАТЬ»
L.LENKOVA: Сергей, здравствуйте!
С. Мухин: Здравствуйте!
L.LENKOVA: Спасибо, что согласились на разговор.
С. Мухин: Спасибо, что предложили.
L.LENKOVA: А как иначе?! Ведь в конце прошлого года я делала интервью с Вашей женой – замечательной актрисой АНАСТАСИЕЙ САВОСИНОЙ. Согласитесь, пройти мимо возможности побеседовать и с Вами – было бы досадным упущением с моей стороны…
/Улыбнувшись друг другу, мы продолжили беседу, которая обещала быть интересной./
Сергей, наш сегодняшний диалог мне бы хотелось начать с темы образования... Герберт Спенсер – английский философ, социолог, один из родоначальников эволюционизма утверждал: «Великая цель образования – это не знания, а действия.». Вы согласны с ним или же цель образования кроется в чём-то другом?
С. Мухин: Вы знаете, я думаю, что цель образования это всё-таки, в первую очередь, заполнение пустоты.
L.LENKOVA: Интересно.
С. Мухин: Человек рождается, он – чистый лист. Он пришел в этот мир для чего-то. Соответственно здесь, чтобы стать частью этого мира, он начинает образовываться как личность… И в этом ему как раз таки помогает образование. Оно позволяет заглянуть в историю, в прошлое; узнать: кто жил до тебя, что было до тебя, какие события происходили, опять же, до твоего появления на свет. Впоследствии, этими полученными знаниями человек расширяет свой кругозор и тем самым обнаруживает своё предназначение.
L.LENKOVA: Знания служат толчком к эволюции, к развитию личности.
С. Мухин: Совершенно верно… То есть… /Думает./ Даже… Знаете, у меня такая мысль была – что мы все являемся плодами чьих-то мечтаний... Смотрите! Допустим! Люди в войну мечтали о хорошей жизни и о том, чтобы у их детей было благополучие…
L.LENKOVA: Несомненно... О мирном небе над головой…
С. Мухин: Да! Чтобы были тёплые квартиры…
L.LENKOVA: Со всеми удобствами...
С. Мухин: С горячей водой, электричеством… С каким-то невероятным комфортом... Вот! Возможно, мы плоды мечтаний тех предыдущих поколений, которые этого не получали.
L.LENKOVA: Раньше люди и не подозревали, что будет возможен такой, колоссальный, прорыв в науки, технологиях... В те года, в начале ХХ века, только в качестве полнейшего бреда они могли себе представить... Телефоны без проводов, напоминающие маленькие пластины. Легкодоступное общение с человеком из любой точкой земного шара в один клик. Умнейшая бытовая техника… Я уже не говорю о том, чтобы предположить, что в конце того же века их, казалось бы, абсурдные фантазии воплотятся в жизнь.
С. Мухин: Да. Поэтому, я считаю, что очень нужно мечтать! Обязательно нужно мечтать! Надо намечтывать дальше своё будущее, иначе оно просто не произойдёт, оно не случится. Надо представлять его в поступательном движении. Позитивно…
L.LENKOVA: Как представишь, намечтаешь, так оно и будет формироваться.
С. Мухин: Конечно! Наверное, есть люди – намечтанные, а есть люди – мечтатели. И, если ты хочешь из намечтанных стать мечтателем, пожалуйста, путь открыт! Но без образования, без знаний – о чём ты будешь мечтать, как ты будешь это делать?! Дальше своего носа ты не увидишь ничего… Опять же мы не знаем чья мысль сильнее и наполненней энергетически. И возвращаясь к этому моему тезису про пустоту – пустоту нужно и можно заполнять, зная что-то про что-то. Это как островки, с которых мы перепрыгиваем с одного на другой.
L.LENKOVA: Пустоты, о которых Вы говорите – это своеобразные ниши – островки в нашем сознании.
С. Мухин: Да.
L.LENKOVA: И внутри каждого такого пустого островка встроена малюсенькая катапульта. Как мне это представляется! И как только наша ниша наполняется знаниями… А они, в свою очередь, могут быть получены и под сильным впечатлением от увиденного, прочитанного, услышанного… То есть в этом случае их значимость сразу же возрастает в разы… Так вот, как только ниша полна, механизм внутри срабатывает и даёт толчок в виде идеи, озарения, прозрения… и мы становимся этими мечтателями, которых осенило и, которым поступил сигнал к действию.
С. Мухин: Верно.
L.LENKOVA: В принципе, Спенсер был прав… Сергей, а есть что-то, что заполняет именно Вашу пустоту?
С. Мухин: Есть! Мою пустоту очень заполняет «Эрмитаж». Я получаю там колоссальные какие-то впечатления, эмоции для своих проектов, своих литературных проб, ну и для ролей, естественно... Хочется как можно больше узнать, получить, сделать, создать, передать... Знания это бесконечно интересно! Они насыщают, обогащают, расширяют наш мир.
L.LENKOVA: Но согласитесь, всегда же есть то, что мешает нам стремиться к чему-либо, добиваться чего-то…
С. Мухин: Конечно. Лень. Она присутствует. Хочется быть менее ленивым, хочется меньше себя жалеть.
L.LENKOVA: В Вашей жизни были упущенные шансы, о которых жалеете?
С. Мухин: Пока что все шансы были мной использованы. С опытом у меня появилось такое умозаключение, что надо давать Богу шанс помочь тебе. Приди туда! Окажись там! Не сиди, не жди, что всё само на тебя свалится. Так и произойдёт, оно непременно свалится, оно где-то есть, только надо дойти, добраться до этого места. Когда ты пойдёшь целенаправленно вперёд, тогда и мироздание двинется тебе навстречу… И потом ты не будешь жалеть себя, а будешь уверенно говорить: «Я сделал всё, что мог, просто чему-то не суждено было случиться».
L.LENKOVA: Вы имеете три высших образования. Получение этих знаний, приобретение этих профессий было необходимостью или же желанием открыть что-то новое для себя?
С. Мухин: /Думает./ Как бы они проистекали одно из другого… Потому что сначала я получил актёрское образование. Собственно это всё было наполнено знанием драматургии: зарубежной, русской, классической, современной… Меня это заинтересовало, я стал пробовать писать какие-то сценарии – поступил на сценарный факультет. Уж, не знаю, была ли это необходимость?! /Пауза./ Скорее эта была невозможность поступать иначе. Мне хотелось это изучить, я это изучил. Дальше из драматургии вышла потребность в режиссуре. Такое намерение освоить, посмотреть, что происходит по ту сторону камеры. Мне захотелось, и я опять же попробовал... В общем, это куда-то меня постоянно вело. Потом, в какой-то момент, я остановился, потому что если всё время желать только образовываться, есть риск попасть в некую ловушку. Зациклиться на мысли, что ты пока ещё не всё знаешь… Естественно, так оно и есть, но бесконечное образование, оно, в конечном итоге, как бы начинает пробуксовывать. И чтобы этого не произошло, нужно начинать реализовывать полученные знания, воплощая их в жизнь.
L.LENKOVA: А как Вы считаете, можно не имея образования, но интуитивно двигаясь в правильном направлении состояться или всё же «корочка» имеет определённый вес?
С. Мухин: Я считаю, что важные признаки, маркеры они обязательно должны существовать… Как цель, как очередной верстовой столб. «Корочка» – это просто такая веха, которая служит подтверждением пройденного пути. Ты с гордостью говоришь: «Я это сделал! Я получил диплом!»… Конечно, наверное, есть самородки, наполненные гениальностью и талантом от Бога… Но то, что я знаю… /Актёр призадумался./ Я задействован в музыкально образовательном спектакле, созданным Дмитрием Маликовым «Перевернуть игру». Там очень интересный сюжет про встречу современных музыкальных течений с классической музыкой. Играю я: Моцарта, Баха и Бетховена. Произношу со сцены простым и доступным языком большие монологи про жизнь, про судьбу этих выдающихся композиторов. И вот всё что я вижу… А согласитесь, они были безусловно и несомненно гениальными людьми?!
L.LENKOVA: Конечно!
С. Мухин: Что в истоках их гениальности лежал титанический труд. Как говорит Бах: «И всю жизнь я трудился не покладая рук. Я пытался создавать свою музыку, как самую точную тематическую формулу, стремясь постичь гармонию небесных сфер.». Бах написал более тысячи произведений, между прочим! И Моцарт, который в четыре года начал учиться! Он занимался с утра до ночи, хотя мы знаем, что легче, гениальней, непостижимей композитора – нет... Это был огромный, огромный труд, прежде чем что-то начало получаться... Знаете, нужно очень постараться, чтобы настроить этот аппарат – свой внутренний приёмник. Технически – надо много приложить усилий, постичь ремесло, чтобы это поступающее с небес вдохновение поймать…
L.LENKOVA: Надо сонастроиться с той же частотой?!
С. Мухин: Тут важно всё! Всё должно совпасть! И особую роль будут играть, конечно же, знания людей, педагогов, которые это ремесло передают и то, с какой отдачей они это делают. Хорошо бы с максимальной… И если ты таких хороших педагогов встречаешь на своём пути, то это большая удача…
L.LENKOVA: Тем не менее перефразирую: «На педагога надейся, а сам не плошай!».
С. Мухин: Разумеется. Твой «приёмник» должен быть всегда в рабочем состоянии.
с Викторией БЕЛЯКОВОЙ
L.LENKOVA: Что ж, тогда остаётся нам всем намечтывать своё будущее, тянуться к знаниям, получать и успешно претворять их в жизнь… /Улыбаюсь./ Сергей, Вы обмолвились о спектакле Дмитрия Маликова «Перевернуть игру». Я посмотрела трейлер к нему и должна сказать «Браво!». Эти две с небольшим минуты, для меня превратились в какое-то совершенно уникальное путешествие. И мне сразу вспомнилось изречение Баха: «Цель музыки – трогать сердца»… Жаль, что нет возможности лицезреть эту замечательную постановку полностью и воочию…
С. Мухин: Будем надеяться, что в скором времени всё вернётся на круги своя и возобновятся гастроли.
L.LENKOVA: Как же этого всем хочется, но уже всё чаще это желание на корню обрубается фразой из одного некогда популярного рекламного ролика «Это фантастика!». Хотя, как мы знаем, надежда умирает последней… Поживём-увидим. /Сделав паузу, я продолжила беседу о прекрасном – о музыке./ Труба. Пианино. Гитара. Это инструменты, на которых Вы умеете играть. Что ближе и милее сердцу?
С. Мухин: Наверное, гитара. С неё всё началось. Мой отец и дядя играли на гитаре, меня научили и как-то с неё всё так завертелось. Потом пошел заниматься на трубе... Сейчас хотелось бы научиться играть на скрипке, на саксофоне. Как-то это откладывается и откладывается, но подождём, ещё не вечер.
L.LENKOVA: Классическая музыка. В чём её прелесть, на Ваш взгляд?
С. Мухин: Прелесть классической музыки, да и джаза в том, что эта музыка насыщена каким-то объёмом. В наши дни происходит некое схлопывание, музыка вся свелась к ритму. Больше ритмичности, меньше мелодичности. Во времена же докомпьютерной эпохи это всё было как-то наполненней. Композиторы вкладывали свои эмоции в произведения... Вообще, надо послушать и то и то, и по десятибалльной шкале оценить свой настрой… К нашей фантазии есть ключи, и классическая музыка один из самых универсальных таких ключей. Она способна открыть какие-то двери, которые уведут далеко, далеко…
L.LENKOVA: Исчерпывающий ответ. Что ж, вернёмся к Вам! Смотрите, в каждом из нас живут различные личности…
С. Мухин: Не знаю?! Какие такие личности живут?! В ком они живут, и являются ли эти люди вообще здоровыми?! /Смеётся./ Думаю, что не разные личности живут, а разные черты характера иногда проявляются…
L.LENKOVA: Нет, Сергей, именно личности. Я объясню! В своё время Фрейд поделил личность человека на три пласта сознания: Ид – бессознательное, Эго – предсознательное и Супер-Эго – сознательное. Позже, американский психолог Эрик Берн написал книгу «Игры, в которые играют люди», в которой повествуется о трёх личностях, живущих в каждом из нас: Я-Ребёнок, Я-Взрослый и Я-Родитель…
С. Мухин: Я понял! /Выдержав незначительную паузу, актёр продолжил./ Во мне живёт внутренний Ребёнок. Мне удалось как-то его сохранить. Он уживается со Взрослым… Но, я всё равно не могу сказать, что это разные личности. Это как бы две стороны одной и той же моей личности, симбиотически существующие друг в друге. Иногда, совершенно неожиданно может включиться Ребёнок – ты хочешь быть посерьёзней, а он зовёт тебя играть, отдохнуть, схулиганить что-то. Взрослый тоже не дремлет – приходит и приструняет Ребёнка… Наверное, благодаря этому Взрослому мне удалось что-то создать в своей жизни. Создать семью, дом… Все эти признаки жития.
L.LENKOVA: Вы упомянули про разные черты характера в каждом из нас, которые то и дело себя проявляют. Например: застенчивость и дерзость…
С. Мухин: Решительности и инертность. Спокойствие и горячность… Но ведь, согласитесь, хочется быть максимально гармоничным?!
L.LENKOVA: Соглашусь. И для этого гармоничного ощущения себя, мы на протяжении всего жизненного пути заключаем договор сами с собой и пересматриваем его тогда, когда приходит время, заменяя одни пункты на другие. Какие, допустим, три обязательных пункта есть в Вашем договоре?
С. Мухин: Мне кажется, постоянно что-то пересматриваешь… Пытаешься что-то сделать, а потом думаешь «Ну, зачем ты в это лезешь?!», так как тебе этот мир отвечает совершенно не тем чего ты ждёшь, чего ты ожидаешь… Противостояние идёт. И ты говоришь «Я не буду больше добреньким!», «Я не буду больше… там ещё каким-то!»… Потом наступает новый день, ты просыпаешься весь радостный и обратно пересматриваешь этот договор. Говоришь «Нет, я буду самим собой! Потому что я люблю эту жизнь, люблю этот мир, люблю людей.»… Знаете, иногда ведь обстоятельства окружают тебя такой непреодолимостью, такой тяжестью. Мы все живём: бывает легче, бывает сложнее. Бывает, мы выглядим какими-то запутавшимися, испуганными.
L.LENKOVA: Как Вы думаете, почему так происходит?
С. Мухин: Потому что вся агрессия и все какие-то негативные вещи происходят не от какого-то гипотетического злодея внутри, а от какой-то потери себя. Главное не потерять себя и не запутаться. Главное оставаться собой. Не бояться… Даже, когда нам страшнее всего – не бояться! И, конечно же, несмотря ни на что стараться не останавливаться и идти дальше… В этом мире вообще не существует такого понятия как остановка, если остановишься то всё – ты будешь опускаться вниз. Поэтому нужно всё время куда-то стремиться, чтобы не случилось идти вперёд и помнить, что рядом с тобой те, для кого ты сам являешься Планетой, источником света… Лена, Вы когда-нибудь задумывались о том, что у солнца нет солнца?!
L.LENKOVA: Если честно, то никогда.
С. Мухин: Оно такое яркое, дарит столько тепла и света. Мы так его любим, заряжаемся радостью и здоровьем от его лучей… А ведь у солнца нет солнца! Оно само сгорает и отдаёт это тепло нам. Может быть ему грустно?! Кто знает?! Тем не менее оно продолжает сиять. Человеку тоже надо стремиться – быть источником тепла. Дарить окружающим радость.
L.LENKOVA: Действительно и это тепло Вы дарите своим зрителям, поклонникам, озаряете им своих близких... Сергей, Вы с Анастасией в браке уже десять лет. В чём, на Ваш взгляд, кроется секрет семейного долголетия?
С. Мухин: Отвечу абсолютно точно! Секрет семейного долголетия кроется во взаимоуважении. Ничто не может навредить так, как отсутствие уважения. Мерилы: кто круче, кто главнее, кто лучше... они не допустимы. Уважение должно быть и, конечно, любовь. Брак происходит благодаря любви.
L.LENKOVA: В Вашей семье – власть, она какая? Патриархальная, матриархальная или эгалитарная?
С. Мухин: Эгалитарная?! Не знаю такого слова.
L.LENKOVA: Это семья, где господствует равноправие и супруги друг другу не только партнёры, но ещё и друзья.
С. Мухин: Моя жена мне говорит так: «Всё моё – моё и всё твоё – моё!». /Улыбается./ Анархия полная.
L.LENKOVA: В доме хозяина нет, получается?
С. Мухин: Скажем так, власть у нас постоянно меняется и переходит из рук в руки. Утром я главный, днём Настя, а вечером, наверное, дети.
L.LENKOVA: Вы папа четверых детей. Исходя из жизненного опыта, какой ценный совет могли бы дать новоиспеченным родителям?
С. Мухин: В самом начале нашей беседы мы с Вами говорили об образовании. Так вот, я считаю, что детей надо образовывать, даже вопреки их желаниям. Дисциплина должна быть. Никто ещё от хорошей дисциплины плохо не заканчивал.
L.LENKOVA: Своих детей часто наставляете?
С. Мухин: Я много всего им говорю, даю советы, наставляю, конечно, в зависимости от ситуаций, но один наказ он всегда неизменен: надо не бояться двигаться вперёд. Быть всё время в движении, не останавливаться.
L.LENKOVA: Вы предостерегаете их от ошибок, либо наоборот, стоите в сторонке в боевой готовности – пусть свои шишки набьют, а если что подстрахую, я всегда рядом?
С. Мухин: Они знают, что подстрахую. Я рядом. Я с ними… Знаете, в моей жизни было одно такое яркое впечатление. Мы были на гастролях в Рио-де-Жанейро со спектаклем «Двенадцатая ночь» режиссёра Деклана Доннеллана. В свободное время гуляли по городу, наслаждаясь красотами. И вот забрались мы на гору Корковаду, где располагается статуя Христа-Искупителя с распростёртыми руками. В этот день случился дождик, стоял туман, дул ветер. Не видно было этих замечательных видов на знаменитые пляжи Копакабана и Ипанема. И вот стою я у подножья Статуи, повсюду белый туман. Вдруг, я поймал себя на мысли, что Христос сзади, он стоит позади меня, и как бы направляет и одновременно благословляет: «Смелей! Не бойся! Давай, дерзай! Перед тобой белый, чистый лист. Иди, созидай! У тебя всё получится!»… Я абсолютно счастливый спустился с этой горы, полный сил, воодушевлённый.
L.LENKOVA: Родители точно так же должны стоять сзади и подбадривать…
С. Мухин: Да! А если что подстраховывать, помогать.
L.LENKOVA: Ваше главное достоинство и главный недостаток заключаются в чём?
С. Мухин: В любопытстве. В любопытстве заключается моё достоинство и в нём же кроется мой главный недостаток… Иногда любопытство меня заводит куда-то туда, где можно получить по носу и кубарем покатиться назад. В такие минуты ты думаешь: «А зачем надо было туда лезть?!» Но в то же время без любопытства не было бы ничего, ни образования, ни свершений.
L.LENKOVA: Ваша жизнь могла бы сложиться совсем по-иному…
С. Мухин: Да… Возможно, не уехал бы я из Петербурга в Москву, не поступил в театральный, не сыграл бы в спектакле Кирилла Серебрянникова «Пластилин»…
L.LENKOVA: Каждый человек, безусловно, оставляет после себя след в нашей памяти. От одних он чёткий, от других – еле заметный. В Вашей жизни случился спектакль «Пластилин» в театре «Центр драматургии и режиссуры» имени Казанцева и Рощина, где Вы сыграли роль Лёхи. Роль, которая перевернула Вашу жизнь. Событие, ставшее чудом не только для артистов, но и для всего театрального мира.
С. Мухин: Абсолютно. Тогда это был один из эпизодов, а потом вдруг этот спектакль оказался культовым, знаковым, впоследствии, вошедшим в учебники по истории театра.
L.LENKOVA: Как Вы попали в труппу спектакля?
С. Мухин: В Театре Моссовета я репетировал спектакль «Мата Хари» у замечательного режиссёра Ольги Игоревны Субботиной… В какой-то момент она пришла и сказала, что приехал молодой режиссёр из Ростова и ищет актёров на пьесу. Я пошел со своим одним другом, мы встретились с Кириллом, он дал нам по пьесе со словами: «Прочтите! Позвоните!». Я прочел, отложил и пошел подумать...
L.LENKOVA: Отложили?!
С. Мухин: Пьеса, кто знает, она довольно такая страшноватая… Но с другой стороны там было зерно, которое Кирилл вытащил, и оно потом просияло на театральном небосклоне довольно ярко. Вот это меня зацепило. Я был только после института, больших ролей у меня не было. Подумав, я позвонил Серебренникову и сказал: «Я бы сыграл роль Максима!», а он мне – «Ты скорее Лёха!». Это вторая главная роль. Так я и попал в этот спектакль и в эту замечательную компанию.
L.LENKOVA: Какое первое впечатление произвёл на Вас Кирилл?
С. Мухин: Большой, странный человек в какой-то шубе мехом наружу, непонятный какой-то… Но этим он и подкупал… Своей неординарностью.
L.LENKOVA: Работать с Серебренниковым – это непонятно и сложно, но очень интересно или же легко и непринуждённо?
С. Мухин: Это было замечательно! Он пришел и сказал: «Я ничего не знаю! Давайте вместе будем это создавать!». Кирилл стал рассказывать сюжет, основу… Это же со школой было завязано. Мы начали вспоминать своих учителей, свои школьные годы, своих одноклассников. Вещи веселые и невеселые, приятные и неприятные… Сложно. Мир детства, если изнутри в него погружаться он такой довольно остросюжетный… Было ощущение, что Кирилл каждого из нас приобнял и куда-то повёл. Он, сохранив абсолютную свободу, создал между тем такой четкий рисунок роли для каждого, что из этого всего возник филигранный узор спектакля. И ты в этом рисунке не мог существовать фальшиво. Ты в нём был открыт и существовал в максимальной откровенности. Это волшебство! Это непостижимо! Это вещи, которые удивляют, подкупают, восхищают…
L.LENKOVA: В театре, может быть в кино, есть такая работа, за которую Вам немножечко стыдно?
С. Мухин: Ни за одну свою работу мне не стыдно... Как говорил Пётр Наумович Фоменко – «Не надо глубоко копать, там может быть песок!».
L.LENKOVA: Интересное выражение. /Улыбаюсь./ Сергей, не могу не спросить Вас о Латвии…
С. Мухин: В Латвии я бывал. Конечно. Знаете, я очень люблю Латвию и Ригу, бывал там и по работе, и туристом… Уже не помню, в каком году мы были в Риге с Олегом Меньшиковым, привозили спектакль «Кухня». Впечатления остались самыми замечательными… Рига – это, конечно, город со сказочными историческими местами, по которым очень приятно гулять, размышлять, фантазировать. Представлять себя, как бы ты существовал в те эпохи, как бы ты там жил среди этих стен, замков, всех этих соборов…
L.LENKOVA: А о городе Лиепая, что-нибудь слышали?
С. Мухин: Да, слышал, и мне даже приходилось бывать в Лиепае. На побережье… Тоже такое удивительное место, уникальное совершенно. С многочисленными соснами, с шумным прибоем.
L.LENKOVA: Что ж, тогда будем ждать Вас в гости с гастролями или на отдых. Милости просим в Латвию, в Ригу, в Лиепаю. /Улыбаюсь./ И в заключении, последний вопрос. Сергей, какой самый главный урок, успела преподнести Вам жизнь?
С. Мухин: Она ещё его не преподнесла... А вообще, урок, он, один – живи и радуйся! И всем я этого желаю! Живите здесь и сейчас и радуйтесь жизни, радуйтесь каждому дню! Цените моменты!
с Еленой ЛЯДОВОЙ
с Олегом АЛМАЗОВЫМ
с Екатериной РЯБОВОЙ
с Игорем БОЧКИНЫМ
ФИЛЬМОГРАФИЯ СЕРГЕЯ МУХИНА
«Случайный кадр»
«Этим летом и навсегда»
«Чужая кровь»
Триггер»
«Неродная»
«Московская борзая»
«Сын»
«Кровавая барыня»
«Цветок папоротника»
«Соучастники»
«Печенье с предсказанием»
«Косатка»
«Танго мотылька»
«Пассажирка»
«Обречённая стать звездой»