!!!  САЙТ НАХОДИТСЯ НА РЕКОНСТРУКЦИИ, но ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ  !!! 

ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

21.05.2021

МИХАИЛ ЕВЛАНОВ

«Я РЕЖИССЁР САМОГО СЕБЯ»

L.LENKOVA: Михаил, добрый вечер!

 

М. Евланов: Добрый вечер!

 

L.LENKOVA: Прежде всего, позвольте Вас поздравить с выходом восьмисерийной исторической драмы «Обитель» режиссёра Александра Велединского, которая состоялась на прошлой неделе.

 

М. Евланов: Спасибо. Вы смотрели? Что можете сказать?

 

L.LENKOVA: Что могу сказать?! (Думаю.) Послереволюционное время. Свои нюансы, свои страхи, свои опасения… Желание выжить, желание жить, желание любить… Непростые взаимоотношения людей... Такие картины, конечно же, интересны прежде всего своей историей… Просмотрев первую серию, мне сразу же захотелось поподробнее изучить события тех лет… Великолепный актёрский состав: Безруков, Раков, Стеклов, Ткачук, Вы, Добронравов, Александра Ребенок, Кузнецов, Черневич... Изумительная, блестящая игра. Мне понравился фильм.

 

М. Евланов: Спасибо.

L.LENKOVA: Михаил, в Вашей фильмографии достаточно много фильмов о войне. Это и «Однажды в Ростове», и «Ночные ласточки», и «Ялта-45». «Небо в огне», «Брестская крепость», «9 рота»… Скажите, каково это «играть войну»? Ведь участие в подобного рода проектах, наверняка, накладывает свой эмоциональный отпечаток…

 

М. Евланов: Да нет, Лен! Нет! Ничего не накладывает и не откладывает. По той простой причине, что это всё как бы такая игра. Всего лишь взрослая игра. Не более того.

 

L.LENKOVA: Вы эту игру на свой счёт не воспринимаете? Не проводите параллелей… Как это было там у Ваших дедушек, бабушек, прадедушек…

 

М. Евланов: Нет! Я вообще никогда ничего не воспринимаю на свой счёт! Нет, никогда! В противном случае это была бы, наверное, клиника и куча седых волос в придачу. Зачем это нужно?! Кому это нужно?! По-моему, и так хорошо получается.

 

L.LENKOVA: Бесспорно, получается хорошо.

 

М. Евланов: Вот! Поэтому никогда ничего не воспринимаю и параллелей не провожу.

 

L.LENKOVA: А когда смотрите фильмы прошлых лет, сердце щемит?

 

М. Евланов: Нет! Не щемит! Должен сказать, редко… Редкие киноленты во мне вызывают подобные эмоции... К примеру, не так давно я пересмотрел фильм «Паспорт» Данелия. И вдруг что-то прям так накатило, аж слёзы встали на глазах. И непонятно?! Вроде раньше смотрел картину, и она как-то так остро мной не воспринималась, а тут посмотрел и всё…

 

L.LENKOVA: Такое случается… Смотришь и ничего, спустя какое-то время пересматриваешь и чувствуешь – фильм тобой завладел.

 

М. Евланов: Да! Мне кажется, в этом и заключается такой прекрасный феномен любой картины. Когда она «отлёживается» и по прошествии времени, ты вновь её пересматриваешь, и она уже тебя берёт в свои объятья и уносит… За это я очень люблю кино, больше даже чем театр.

 

L.LENKOVA: Почему?

 

М. Евланов: Потому что в театре одна магия, а в кино… В кино, она совершенно другая... Я не знаю даже, как четко сформулировать… (Думает.) Я никогда не буду ставить знак равно между театром и кино. Это две совсем разные стихии и два разных ощущения… Душевных… Сердечных… В театре ты получаешь эмоцию здесь и сейчас – сразу. В кино… Всё произошло. Всё случилось. И вот ты едешь на машине домой со съёмочной площадки и с гордостью понимаешь: «Да, я это сделал!». Либо! Возможно, с каким-то отчаянием осознаёшь: «Не получилось!» и в это же самое время даёшь себе установку: «В следующий раз я обязательно это сделаю, и у меня получится! В следующий раз я обязательно посижу и подумаю: как бы мне это сделать с точки зрения режиссёра…»… То есть свою роль надо изучать и с точки зрения актёрства, будучи актёром, и нужно попробовать посмотреть на неё и представить: «А как бы я сделал свою роль, будучи режиссёром?»... Я всегда стараюсь свои роли делать самостоятельно, именно как режиссёр…

Я НИКОГДА НЕ БУДУ СТАВИТЬ 

ЗНАК РАВНО МЕЖДУ

ТЕАТРОМ и КИНО.

Это две совсем разные стихии и

два разных ощущения…

Душевных… Сердечных…

L.LENKOVA: Знаю, знаю! Я смотрела Ваше интервью с Фёдором Сергеевичем Бондарчуком, где как раз таки об этом вы с ним и говорите… Об «евлановском пальчике», который при любом удобном случае вступает в дело…

 

М. Евланов: Да, да, да… (Улыбается.) Фёдор Сергеевич, да…. Понимаете… Есть просто актёры…. Актёр и актёр… Человек, говорящий на камеру текст и всё! (Сделав небольшую паузу, актёр продолжил.) Спасибо «Петербургской государственной Академии театрального искусства», которую я окончил. У нас был актёрско-режиссёрский курс и нас там учили анализировать свой образ, разбирать историю своего персонажа, ковыряться в этом и находить что-то этакое…. Нас всех как бы готовили быть режиссёрами самих себя… С одной стороны, это такое очень интересное ощущение себя, с другой – бесценная практика.

 

L.LENKOVA: Надо выйти, условно, из себя самого, из своего Я и посмотреть на себя же, на своего персонажа, словно со стороны глазами режиссёра…?

 

 М. Евланов: Совершенно верно, но только не глазами этого действующего режиссёра на площадке, а глазами того внутреннего режиссёра, который живёт именно в тебе самом. Такой третий Я... Как у Станиславского, да?! На себя посмотреть…

 

L.LENKOVA: Сфокусироваться!

 

М. Евланов: Да, да! Именно сфокусироваться! Не у всех это выходит, не у всех это получается…

 

L.LENKOVA: А у Вас?

 

М. Евланов: Я стараюсь, чтобы получалось… Знаете, мне 45, а я вот до сих пор учусь! Учусь у себя. Иногда подглядываю у коллег, наблюдаю, как у них это происходит. Учусь на своих ошибках. Учусь на ошибках чужих…

L.LENKOVA: Упомянули Константина Сергеевича Станиславского, а ведь у него была фраза: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

 

М. Евланов: Конечно.

 

Мне очень нравится этот процесс познания, развития себя, самосовершенствования… Он меня увлекает. Столько всего интересного, нового. И опять же нас этому учили. По-другому я не умею...

 

Кстати, Вы делали интервью с Мишей Трухиным. Мы с ним окончили одну Академию. Он тоже «ковырялкин», такой же, как я…

 

L.LENKOVA: Только, если мне не изменяет память, Михаил выпустился в 96-м году, а Вы – уже спустя девять лет, в 2005-м.

 

М. Евланов: Верно, но некоторые педагоги у нас были одинаковые… Миша Пореченков. Константин Хабенский. Они режиссёры своих ролей, помимо главного действующего режиссёра…

 

L.LENKOVA: Вот Вы сказали «иногда подглядываю, как у коллег это происходит»… И я прекрасно понимаю, что это обобщённо…

 

М. Евланов: Конечно. Есть много прекрасных артистов…

 

L.LENKOVA: …И Вы не стараетесь им подражать…

 

М. Евланов: Я никогда не хотел быть похожим на кого бы то ни было. Я всегда хотел быть собой и всегда остаюсь собой, но мне очень нравятся думающие артисты… Мне вообще с детства нравились люди, которые думают!

 

L.LENKOVA: «Думающие артисты», например.

 

М. Евланов: Мне очень нравится Евгений Евстигнеев. Мне очень нравится Евгений Миронов. Мне нравится их отношение к профессии, то, с какой долей юмора, иронии, какого-то погружения это происходит именно у них. Мне нравится, как они существуют в кадре… Маковецкий мне очень нравится… Кто ещё?! (Думает.) Андрей Миронов нравится…

 

L.LENKOVA: Андрей Александрович Миронов мой любимый актёр.

 

М. Евланов: Прибалтийский артист Донатас Банионис. Богдан Ступка… Я с ним работал…

 

L.LENKOVA: Ныне покойный уже…

 

М. Евланов: Да, да, да. Вот все кого я сейчас перечислил….

 

L.LENKOVA: «Золотой фонд»...

 

М. Евланов: Именно! «Золотой фонд». Олег Борисов тоже…

 

L.LENKOVA: Андрей Миронов, Евстигнеев, Борисов… Как происходил процесс узнавания этих артистов? Вы смотрели фильмы, спектакли с их участием? Вы читали мемуары, биографию…

 

М. Евланов: По их работам… «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» – я, когда увидел эту картину, я просто влюбился в него…

 

L.LENKOVA: В Евгения Александровича Евстигнеева?

 

М. Евланов: Да. Мне этот фильм настолько близок был в детстве… Да и сейчас… Вот эта вот его ирония над самим собой и в то же время вот этот вот серьёз жуткий…

 

L.LENKOVA: И это же всё прослеживается в комедии Рязанова «Зигзаг удачи», где Евстигнеев сыграл директора автобазы Калачёва.

 

М. Евланов: …Андрей Миронов, Олег Борисов, Юрий Никулин... Они все лёгкие в своём творчестве. Понимаете?! Они как-то были не заняты своим «Я» на площадке.

 

L.LENKOVA: Евстигнеев говорил: «Да, ты не смотри, что я народный артист. Я простой, простой как валенок.»…

 

М. Евланов: В этом вот и была уникальность!

 

L.LENKOVA: А у Андрея Александровича Миронова было иное высказывание: «Относиться к актёрской работе как к приятному времяпрепровождению можно только по недоразумению»…

 

М. Евланов: Они дарили себя и не занимались самолюбованием!

L.LENKOVA: Вернёмся к Вам! Михаил, допущу, что не со всеми режиссёрами получается всё гладко в работе, но, тем не менее, надо как-то выстраивать политику взаимоотношений…

 

М. Евланов: Безусловно.

 

L.LENKOVA: Там, где актёр это актёр, и, как режиссёр сказал, так актёр и сделал – всё понятно. А, когда актёр – это не только актёр, но и режиссёр самого себя… Как в этом случае происходит взаимодействие?

 

М. Евланов: По-разному. Есть режиссёры, с которыми работать одно удовольствие. И напротив, есть режиссёры, с которыми не совпадаешь, с которыми не получается найти общего языка и тогда всё очень сложно… У меня такое было. Не буду сейчас называть свои некоторые картины, дабы не обидеть людей… А с теми режиссёрами, с кем мне было легко и просто, и персонаж рождался так же легко, просто и непринуждённо. Сам собой… Понимаете Лена, это же как сказка, как какое-то волшебство, при котором роль рождается молниеносно.

 

L.LENKOVA: Всё сложилось. Всё произошло. Всё случилось.

 

М. Евланов:

 

На самом деле, вера режиссёра очень важна для артиста. Хороший режиссёр это тот, режиссёр, который как раз поверит в актёра и довериться ему…

 

Знаете, моя любимая роль у артиста Олега Табакова – Обломов… Я Вам признаюсь, я пересмотрел картину «Несколько дней из жизни Илья Ильича Обломова» более пятидесяти раз… Что он там делает – я не могу понять! Как он там делает – тоже не поддаётся объяснению…. Вроде ничего, но в то же время это и потрясает! Это и заставляет думать меня, о том, о чём думает он… И я понимаю режиссёра – Никиту Сергеевича Михалкова и то, о чём он хотел сказать. И почему он взял именно этого артиста – мне тоже понятно… Это магия! Её нельзя сформулировать словами… Есть артисты, которые технически всё делают, такие «технари». Они пришли, вроде бы всё сказали, всё, что нужно сделать – сделали, но не цепляет, понимаете?! Не цепляет! (Думает.) И Калягин в «Рабе любви»… Как он сыграл!

 

 

L.LENKOVA: Опять же картина Никиты Сергеевича. Такой симбиоз. Стопроцентное попадание, что с Олегом Павловичем, что с Александром Александровичем Калягиным.

 

М. Евланов: Да… И глядя на экран я как зритель понимаю, что у нас мысль сходится, она рождается, и сердце одинаково бьётся. Мы проживаем это общее чувство. Одно на двоих. Он там, а я здесь… Наверное, поэтому я современные фильмы, практически, не смотрю. Я стараюсь, чтобы прошло время… картина отлежалась… и потом… когда-нибудь...

Я ОЧЕНЬ КРУТО ВЫГЛЯЖУ ДЛЯ СВОЕГО ВОЗРАСТА!

Я радуюсь этому возрасту!

Радуюсь своему багажу,

который у меня есть и

который у меня ещё будет.

L.LENKOVA: Какие фильмы Вам нравятся?

 

М. Евланов: «Брат-2» нравится…

 

L.LENKOVA: Почему именно второй?

 

М. Евланов: Нет, первый мне тоже нравится. Просто, когда я начал заниматься профессиональной деятельностью – это как раз был 2000-й год, и я уже смотрел вторую часть оценивающим взглядом…  Потом чудесная картина «Облако рай»…

 

L.LENKOVA: Режиссёра Николая Досталя.

 

М. Евланов: Да. «Собачье сердце» Бортко.

 

L.LENKOVA: Где опять же одну из главных ролей сыграл Евстигнеев. А жанр какой больше по душе?

 

М. Евланов: Вы знаете, любой. Любой жанр, который во мне оставляет след. Я могу и смеяться. Я могу и плакать. Мне всё равно что смотреть, главное чтобы это было созвучно мне. Я такой же человек, я имею в виду себя не как артиста, а как зрителя, как простого обывательского человека. Вот, что будет откликаться, то и хорошо, то я и буду смотреть… В молодости я любил боевики, фильмы ужасов, а сейчас я такой разносторонний…

 

L.LENKOVA: Вы себя, пожалуйста, не принижайте. Сейчас Вы хорошо выглядите и дадите фору молодым!

 

М. Евланов: Я Вам больше скажу, я очень круто выгляжу для 45 лет.

 

L.LENKOVA: О чём и речь…

 

М. Евланов: Да нет, я себя не принижаю! Наоборот! Я радуюсь этому возрасту! Радуюсь своему багажу, который у меня есть и который у меня ещё будет…. Я говорю про то, что раньше, когда-то, мне нравились только два жанра: боевики и ужасы, а сейчас

 

для меня главное, чтобы после просмотра фильма я не заговорил о чём-то другом.

 

L.LENKOVA: Остались в нём на какое-то продолжительное время?

 

М. Евланов: Да, на какое-то время. Конечно.

 

L.LENKOVA: Михаил, Светлана Щагина – один из авторов серии книг «Актёры настоящего» говорит о Вас, как «о герое любого времени». Вы с ней согласны? Это первый вопрос, а второй – Вы сами себя героем какого времени считаете?

 

М. Евланов: Любого! Вот она права. Любого! Вы знаете, я всеяден. Мне только дай! Я буду это всё грызть сам. Сам всё сделаю. Сам всё выстрою. Сам всё изображу… Знаете, есть такая поговорка, я её очень люблю: «Сам играю, сам пою, сам билеты продаю». Вот я сам всё сделаю, самостоятельно, только дайте мне материал!

 

L.LENKOVA: И, конечно же, чтобы режиссёр был хороший.

 

М. Евланов: Абсолютно. Хороший режиссёр – это примерно 80% успеха. По крайней мере, у меня это так… Если мы с ним найдём общий такой камертон, будем звучать в одном ключе, то всё оно полетит… Практически во всех моих любимых ролях, это вот так и происходило. 

L.LENKOVA: Ваша самая любимая роль?

 

М. Евланов: Наверное, первая, потому что она первая. Это фильм «Свои» Дмитрия Месхиева.

 

L.LENKOVA: А Ваша жена любит Вас в какой роли?

 

М. Евланов: Ой! Во всех фильмах она меня любит! Во всех! Она правильная жена! Она молодец.

 

L.LENKOVA: Михаил, что придаёт Вам уверенность?

 

М. Евланов: Если говорить о профессии, то это, наверное, обратка. Когда ты сыграл и тебе звонят, интересуются, хотят спросить, хотят пригласить... Вот это и придаёт уверенность... Потому что помимо того, что ты играешь в кино, существует ещё и магия проката, которая непонятно, каким образом выстраивается… Непонятно какой фильм выстрелит!

 

L.LENKOVA: Спрогнозировать нельзя?

 

М. Евланов: Вообще никак. Вот это всё, мне кажется, только Вселенной подвластно, а нам – нет. Мы можем сделать какие-то штрихи, направить, а как там всё уже произойдет, каким магическим образом всё случится – непонятно.

 

L.LENKOVA: Следите за рейтингом?

 

М. Евланов: Да. Сейчас даже стараюсь следить за рейтингом чужих проектов. Мне интересно наблюдать за этим, потому что сам с недавнего времени начал снимать короткие метры… Вернее, жена моя снимает, а я в них играю, но мы вместе пишем сценарии и как бы вместе всё творим… Такой подряд семейный.

 

L.LENKOVA: Творческий.

 

М. Евланов: Удобный! Мы знаем о чём, мы знаем про что. Мы понимаем, на что можно тратить время, а на что нельзя. Все свои короткие метры мы снимали максимум за два дня. Долго не размусоливая… Вот, скажем Герман-старший – он любил долго, много, годами. Я так не могу. Я просто сам по натуре «спринтер». И, когда долго, я уже начинаю, как вода, немножечко закисать. Мне это уже перестаёт нравиться...  

 

Я люблю быстро! Я люблю сразу! И, как правило, в моём случае – первый дубль он всегда точный… Рассиживаться нечего.

 

Сейчас время быстрого кино, я имею в виду вхождения в кадр. Это тоже магия, это тоже надо уметь…

 

L.LENKOVA: Хорошо. Вот Вы пишите сценарий, а как понять, найдёт ли он отклик у аудитории?

 

М. Евланов: Вы знаете, это опять же магия… Бывает я пишу… иногда один, иногда с женой… Проходит какое-то время «бах» и мы стопоримся. Мы придумали, а написать не можем. Есть задумка, а развития нет! И начинаешь задавать вопросы: «Для кого мы это пишем? Для чего мы это пишем?». И с невозможностью ответить на них – наступает пауза. В месяц. В два месяца. В полгода. Проходит время и оно выстреливает… А бывает, ты пишешь, пишешь, откладываешь в сторону, начинаешь писать уже совсем другое, потом вдруг «бах» возвращаешься к первому, читаешь… «хопа»… соединяешь первое со вторым… и «поженил», и получается история… Бывает и так. По-разному бывает. Это тоже магия. Я не сценарист и для меня это пока ещё такое царство, в котором нужно погулять, побродить, освоиться. 

L.LENKOVA: Михаил, у Вас пятеро детей. Два сына и три дочки.

 

М. Евланов: Да.

 

L.LENKOVA: Какой Вы папа?

 

М. Евланов: Вы знаете, наверное, шебутной. Я «Фигаро здесь, Фигаро там». Я иногда бываю очень строгим, иногда бываю очень мягким, бывает прямо иду на поводу… У меня нет в этом смысле какой-то такой вертикали власти. Хотя в то же время, я убеждён, что она должна быть, но у меня как-то не получается… Дети растут, уже вырастают, у них свои мнения. Хочется быть им другом.

 

L.LENKOVA: Получается?

 

М. Евланов: Со старшими сыновьями, да, получается. И я счастлив, что помимо того что я папа, я ещё и друг.

 

L.LENKOVA: Доверяют?

 

М. Евланов: Доверяют… Иногда ссоримся… Всякое бывает…

 

L.LENKOVA: Вы отходчивый?

 

М. Евланов: Да! Я отходчивый, прям сразу! Для меня минута в обиженном настроение – это ужасно!

L.LENKOVA: В Латвии бывали?

 

М. Евланов: Я жил целый год в Риге… Мы снимали там несколько фильмов. Один назывался «Наследие», Саша Касаткин снимал, а второй – «Квест». Я так влюбился в Ригу, что даже хотел там остаться жить! Это был, по-моему, 14-й тире 15-й год. Чудесное время! Я прям был фанат Риги…  Жил я на улице Пулквиежа Бриежа. Я там всё помню… магазины. «Максима» (ударение на первый слог) Я любил ходить в этот магазин, потому что он располагался прямо в моём доме. Потом «Рими» – хороший магазин...

 

L.LENKOVA: Сказали «остаться хотелось», но не остались, почему?

 

М. Евланов: Уехал в Одессу, так как жена одесситка… А до этого, до этих съёмок, я ещё снимался в Даугавпилсе, у Сергея Лозницы в фильме «В тумане»…. В Лиепае я не был, но проезжал через ваш город. У меня даже фотка есть. Дождь, а я с машины фотографирую бегущие капли, на которых отражается темная ночная Лиепая… Прибалтика прекрасная, замечательная!

 

L.LENKOVA: Есть такое выражение: «В большом счастье кроются маленькие потребности». В чём заключается сегодняшняя потребность Михаила Евланова?

 

М. Евланов: В проектах. Хочется, чтобы они ко мне приходили... Это Вам, мне кажется, скажет любой артист...

 

Любой артист хочет сниматься в хорошем кино, жаждет сниматься у хорошего режиссёра и получать за это хороший гонорар.

 

L.LENKOVA: Хорошее кино с хорошим режиссёром, с хорошим гонораром хорошему артисту! (Улыбаюсь.) Я Вам искренне желаю обрести это счастье, чтоб, проектов было как можно больше с такими составляющими…

 

М. Евланов: Спасибо, Леночка.

 

L.LENKOVA: Михаил в заключение, не могу не сказать о своих ощущениях. На протяжении всего нашего разговора от Вас исходит душевное тепло, Вы такой уютный в общении и, мне кажется, невероятно добрый человек.

 

М. Евланов: Да, правильно Вам кажется, правильно.

 

L.LENKOVA: У меня улыбка на лице не сходит просто. Вы очаровываете, околдовываете. Совершенно изумительная энергетика. Это ли не ещё одна магия.

 

М. Евланов: Самое главное, знаете что?!  Самое главное, чтобы после нашего разговора настроение осталось хорошим… Оно и останется… Больше ничего и не нужно.

 

L.LENKOVA: Согласна!

ФОТОСЕССИЯ: Светланы Сокур 

ФИЛЬМОГРАФИЯ МИХАИЛА ЕВЛАНОВА

«Обитель»

«Булатов»

«Шифр»

«Герой по вызову»

«Тобол»

«Семь пар нечистых»

«Порт»

«Доктор Преображенский»

«Динозавр»

«А.Л.Ж.И.Р.»

«Ночные стражи»

«Единичка»

«Наследие»

«Человек из прошлого»

«Мёртвое сердце»

ПОСМОТРЕТЬ ЖУРНАЛ

ОТЗЫВЫ

ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО МНЕНИЕ КАЖДОГО!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ ЗДЕСЬ