!!!  САЙТ НАХОДИТСЯ НА РЕКОНСТРУКЦИИ, но ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ  !!! 

ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

25.02.2021

МАКСИМ БИТЮКОВ

«Я ЗА ЖИЗНЬ»

L.LENKOVA: Здравствуйте! С прошедшим праздником Вас!

 

М. Битюков: Здравствуйте! Спасибо!

 

L.LENKOVA: Максим, спасибо Вам большое за то, что согласились на этот разговор. Согласились стать  моим Героем… (выдержав небольшую паузу, я сочла уместным добавить) Знаете, перефразируя фразу Кати Тихомировой, из одной культовой советской картины, скажу: «Как же долго я Вас ждала!» А ждала я Вас ни много ни мало четыре месяца, и наконец-то у нас получилось созвониться.

 

М. Битюков: Работа, дом, семья, дети… Сами понимаете…

 

L.LENKOVA: Понимаю прекрасно, поэтому и говорю, вернее, благодарю, что нашли время для нашей беседы… Готовясь к интервью с Вами, я была удивлена, Вы не так-то часто даёте интервью…

 

М. Битюков: Так не все такие терпеливые, как Вы, Лена. Устают ждать, видимо, –  улыбнувшись, со смехом, предположил актёр.

 

L.LENKOVA: Мне повезло, дождалась! – резюмировала я. Максим, первые вопросы, с которых я обычно начинаю разговор, связаны с моей страной. Бывали в Латвии?

 

М. Битюков: Да, был в 96-м году. Меня, тогда как молодого актёра новосибирского театра премировали поездкой в Юрмалу. Отправили в так называемый международный «воркшоп».

 

L.LENKOVA: Премировали за роль? – предположила я.

 

М. Битюков: Совершенно верно. За роль Васи Листикова в спектакле «Моё загляденье» по пьесе Алексея Арбузова.

 

L.LENKOVA: Чудесный персонаж! Пьеса невероятной глубины… Знаете, я вот сейчас Вас представила на сцене в тех предлагаемых драматургом обстоятельствах и действительно, роль как будто бы была «сшита» именно на Вас… (в ответ последовала лишь лёгкая улыбка и после незначительной паузы, я продолжила) «Воркшоп» – это что-то вроде тренинга?

 

М. Битюков: Это был такой, своего рода, слёт. Артисты собирались, свободно взаимодействовали друг с другом, делились опытом, приобретали полезное общение, культурно обогащались, отдыхали, набирались сил… А годы-то тогда были, не простые. Меня премировали, отправили, при этом денег ни копейки не дали, но чётко декларировали: «Кормить будут!» Я поехал. Приехал. Меня поселили в дом отдыха для журналистов. В Юрмале мы, молодые артисты, пересекались с нашими великими актёрами и режиссёрами не только за трапезой, но и на увлекательных занятиях. Олег Басилашвили, Роман Козак, Евгений Лебедев.

 

L.LENKOVA: Вы серьёзно?! (Максим утвердительно кивнул) Это же какой-то просто невероятный подарок судьбы случился с Вами! Великолепнейший актёр Евгений Алексеевич Лебедев. «Гапуся, тридцать пять лет тебе говорю: «Не спеши!»

 

М. Битюков: Да, да, да! «Свадьба в Малиновке»

 

L.LENKOVA: И это только роль деда Нечипора чего стоит, а были ещё «Два капитана», «Неоконченная повесть»… Перечислять и перечислять… Козак Роман Ефимович, прекрасный театральный режиссёр. Если я не ошибаюсь, в те годы он поставил в нашем Рижском театре русской драмы имени Михаила Чехова ни один спектакль. Ну и об Олеге Валерьяновиче, что уж говорить: «Дни Турбиных», «Служебный роман», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих»…

 

М. Битюков: Забавно я провёл время. Мы ездили в Ригу, гуляли. Даже ходили в какой-то театр смотреть постановку по пьесе Ибсена на латышском языке. Интересно было, пусть ты и не понимаешь язык, но всё равно тебя держит эта атмосфера. Впечатления остались самые тёплые.

 

L.LENKOVA: Не могу не задать вопрос: о моём городе, о Лиепае что-нибудь слышали?

 

М. Битюков:  Что такой город есть, я слышал, но вот побывать довелось только в Юрмале и в Риге, и то, в рамках той поездки.

В Юрмале мы,

молодые артисты, пересекались 

с великими актёрами:

ОЛЕГОМ БАСИЛАШВИЛИ,

РОМАНОМ КОЗАКОМ,

ЕВГЕНИЕМ ЛЕБЕДЕВЫМ...

L.LENKOVA: Максим «талант» в Вашем понимании это…

 

М. Битюков: Мне кажется, это такой дар Божий. Изначально ведь всё даётся нам свыше, а потом уже мы сами выбираем путь, тот направляющий вектор, по которому будем идти, используя способности по назначению. История кинематографа знает много талантливых людей – выдающихся артистов, реализовавших себя в профессии на двести процентов, но в жизни у них, увы, всё как-то не совсем удачно складывалось… Талант – это созидательный дар, а не разрушающий. Отдаваться искусству без остатка?! Во имя чего?! Да и ради чего?! Я считаю, что всё созидательное должно идти во благо именно той настоящей жизни человека. Во благо семьи, детей, близких.

 

L.LENKOVA:  Вы придерживались такой позиции всегда?

 

М. Битюков: Знаете, нет. Я пересмотрел своё отношение к этому ко всему… Даже, я бы сказал, поменял его радикально, после того, как покинул театр и приехал из Новосибирска в Москву. И как раз таки в этот самый момент для меня произошло много открытий, далёких от искусства. Я вдруг осознал, что всё это время шёл по ложному следу. Меня словно осенило. Пришло понимание того, что настоящая, реальная жизнь для меня значительно важнее профессии.

 

L.LENKOVA:  Но несмотря на это в Вас гармонично сочетаются два человека: Максим Битюков семьянин, многодетный папа и Максим Битюков замечательный актёр. 

 

М. Битюков: Спасибо. Приоритеты расставил правильно… Расставляю… Стараюсь расставлять. (улыбается)

 

L.LENKOVA: По театру скучаете?

 

М. Битюков: По самой организации как таковой – нет. Сыграть спектакль, поучаствовать в каком-то театральном проекте, я бы, конечно, с удовольствием. Был бы только рад, но в то же время снова попасть в театр, служить в нём, я бы не хотел.

 

L.LENKOVA: Почему?

 

М. Битюков: Причина проста. Как мне кажется, служение театру – это какая-то слепая вера. Люди неистово преданные этому «храму искусства», кладут годы, десятилетия, но потом зачастую обманываются. Прискорбно.

 

L.LENKOVA: Как у Грибоедова «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?!

 

М. Битюков: Понимаете, это же всё из разряда миражей. Сам корень искусства – это искушение. Человека искушают, а потом бросают, образно говоря, у «разбитого корыта». Я так это вижу! Это лично моё мнение! Я за жизнь!

L.LENKOVA: Максим, представим, что перед Вами лежит книга «Судьба

Максима Битюкова». Давайте мысленно откроем её с конца. Форзац. Перелистываем страницу. Содержание. Сколько там глав и как они называются?

 

М. Битюков: Детство. Отрочество. Юность. Зрелая жизнь. Каждая глава служит каким-то опытом. Несёт в себе, как сотворение ошибок, так и этапы их исправления… На мой взгляд, вся жизнь человеческая состоит из этих самых ошибок, а потом наступает время работы над их исправлением.

 

L.LENKOVA: Ещё со школьной скамьи мы помним некое наставление Александра Сергеевича Пушкина «О сколько нам открытий чудных готовят просвещения дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай, бог изобретатель…»

 

М. Битюков: За жизнь, можно столько всего нехорошего сделать, это дело не хитрое. Ошибки, они же копятся и копятся, наслаиваются друг на друга. Жизнь, она такая интересная в плане исправления себя. Никогда не поздно меняться. Многие кладут жизнь, чтобы исправить других, а тут непочатый край работы над самим собой! Знаете, когда вокруг всё плохо, нужно найти в себе, именно в себе, какие-то ресурсы, что-то хорошее и тогда, мне кажется, всё начнёт меняться в лучшую сторону. Начинать надо с себя! Свои минусы – понимать! Свои ошибки – знать. Непаханое поле ещё то получается!

 

L.LENKOVA: Согласна, начинать надо прежде всего с себя и не завтра, а именно сегодня, сейчас. Откладывая что-то на потом, мы увеличиваем срок бездействия…

 

М. Битюков: Абсолютно.

 

L.LENKOVA: Вернёмся к книге! Какой жанр у неё будет?

 

М. Битюков: Жанр?! Надо подумать. Поразмышлять. Комических каких-то ситуаций было достаточно, хотя, почему было, и сейчас комедия как-то не торопится уходить из моей жизни. Фарс присутствует. Драма тоже бывает… Я честно, так не могу определить. Бог миловал, мне везло как-то в жизни…

 

L.LENKOVA: И слава Богу!

 

М. Битюков: Действительно, слава Богу! Как-то всё хорошо было, а если

вспоминать сейчас что-то плохое…

 

L.LENKOVA: Нет, нет! Не надо вспоминать! Ни к чему это! Да и незачем! Вспоминать нужно только хорошее.

 

М. Битюков: Вы правы… Пусть будет комедия. Лёгкая, добрая, душевная комедия.

 

L.LENKOVA: Отлично. Максим, скажите, внутри Вас живёт кто? Ребёнок, подросток или уже достаточно зрелый мужчина?

 

М. Битюков: Я хочу вырасти, а если я хочу вырасти, значит, во мне живёт подросток. Зрелости как такой во мне ещё точно нет!

 

L.LENKOVA: А как почувствовать это? «Хоп! И ты стал зрелым!» Какая черта характера должна появиться или же стать ярко выраженной? 

 

М. Битюков: Должна сформироваться какая-то устойчивая основа. Некая основательность, которую я ещё пока за собой не замечаю. Я стремлюсь к этому, я на пути к своей осознанной основательности. На сегодняшний день я немного суетлив… Слава Богу, что судьба подарила мне жену, детей. Семью. То место, где я могу удалять из себя инфантильные проявления… Но всё равно я чувствую, что где-то в глубине души я ещё ребёнок. Наверное, это не очень хорошо…

L.LENKOVA: В чём заключается Ваша сила и в чём проявляется Ваша слабость?

 

М. Битюков: Сохранение семьи – в этом моя сила. Отпущу, не сохраню, и это уже будет моей слабостью. (думает) Сила отражается в стремлении быть сильным, а слабость проявляется в непостоянстве. Хочется быть верным самому себе, устойчивым к своим слабостям. Я пока не устойчив.

 

L.LENKOVA: Слушаю Вас и понять не могу, Вы решительная или всё же сомневающаяся натура?!

 

М. Битюков: Решительная, но порой сомневающаяся… (задумался) Недавно

мне задали вопрос про мой дом. Я так вспоминаю… Дом стоял в бурьяне, без окон, без дверей. Прошло несколько лет, и дом стал непригодным для жилья. Так видимо и человек! Жизнь человеческая – это такой путь, который надо пройти, построив себя. И идти по нему надо до последнего вздоха. И в 96 лет можно изменить свой путь кардинально, задав жизни правильный вектор.

 

L.LENKOVA: У нас такой философский разговор получается… Каждый день, каждый час, любому возрасту подвластны изменения. Нет такого, что, к примеру, в 80 тебя могут списать в утиль. Нет! Если, конечно, ты сам себя туда не спишешь.

 

М. Битюков: Согласен. Я в пути, поэтому и сомневаюсь. Хочу быть лучше – да. Хочу не сомневаться – да. Хочу твёрдо, уверенно знать чего я хочу.

 

L.LENKOVA: В омут с головой часто бросаетесь?

 

М. Битюков: Может такое произойти, если я вижу в этом необходимость, если того потребует ситуация, а так, чтобы прям часто это было – такого нет.

 

L.LENKOVA: Самоедство, Вам свойственно?

 

М. Битюков: Да, я частенько им злоупотребляю. (улыбается) Иногда рефлексирую по каким-то ситуациям. Бывает, накручиваю себя, почём зря, но в последнее время я всё же стараюсь вытеснить из себя этого «раба» собственных мыслей.

 

L.LENKOVA: Внутренний голос помогает в этой борьбе?

 

М. Битюков: Вот! Вот к чему надо прийти! Надо научиться слушать первоначальный свой внутренний голос. Чувствовать его. Советовать могут многое, но порой лишь прислушавшись к себе, мы видим истину. К сожалению, человек, по большому счёту – существо ведомое…

 

L.LENKOVA: Мы заложники социума, общественного порицания.

 

М. Битюков: Не нужно загонять себя в рамки, а успокоиться и разобраться, разложить всё по полочкам. Иногда чувствуешь, что в тебе есть эта маленькая правильная искорка, но потом сомнения берут верх и они её постепенно задувают, задувают и задувают. Выход – гармонично соединять свой внутренний голос с голосом из вне.

 

L.LENKOVA: Техника – брать и давать. Вам, что больше по душе?

 

М. Битюков: Конечно, отдавать. Это намного лучше, хотя в то же время и     тяжелее. Брать скучно.

 

L.LENKOVA: Уильям Гибсон в своей пьесе «Двое на качелях» говорит о любви, как о помощи. «Любить – значит ПОМОГАТЬ». А что для Вас значит «ЛЮБИТЬ»?

 

М. Битюков: Быть верным! «ЛЮБИТЬ – значит БЫТЬ ВЕРНЫМ» Если человек вдруг изменяет, и я сейчас говорю не о физической измене, нет. Если он изменяет самому чувству – чувству ЛЮБВИ – тогда это страшно… Любовь, я считаю это дар, такой же дар Божий, как и талант. Поэтому если вдруг, однажды… Это что-то такое непростительное… Непростительное, в первую очередь, по отношению к самому себе. Любовь даётся раз в жизни, и растоптать это чувство было бы просто кощунством каким-то.

Надо научиться слушать первоначальный свой внутренний голос. Чувствовать его. 

L.LENKOVA: Максим, Вы сыграли одну из главных ролей в телевизионном сериале «От ненависти до любви». Как Вы думаете, от этой самой ненависти до любви и наоборот, сколько шагов?

 

М. Битюков: Любовь это большой труд. Воспитание себя. А ненависть – это даже не чувство, это уничтожение. Я говорю, с точки зрения, каких-то возвышенных материй, потому что считаю их важными. Замещение очень быстро происходит. «Люблю – Не люблю» «Люблю – Ненавижу» «Бог – Дьявол» Человек превращается в животное, а должно быть что-то незыблемое… Любовь это человеческое, а ненависть дьявольское какое-то начало. Когда человек твёрд, искренен в своих чувствах, никакой ненависти быть не может.

 

L.LENKOVA: Смотрите! Актёр из Новосибирска, приезжает в Москву и буквально сразу же покоряет «Олимп» кинематографа…

 

М. Битюков: Лена, постойте, я ничего не покорял! Мне просто безумно интересно. Сценическое и кинематографическое искусство оно такое разное. Полярное. В театре у меня были долгие репетиции, а в кино нет времени на раскачку, поиск. В кино всё происходит очень быстро. Стремглав.

 

L.LENKOVA: Максим, в Вашем послужном списке на сегодняшний день числятся работы у великих режиссёров современности, а Вы говорите, что ничего не покоряли. Никита Михалков «Солнечный удар», Карен Шахназаров «Анна Каренина. История Вронского», Сергей Урсуляк «Одесский пароход», «Ненастье»…

 

М. Битюков: Речь о другом. Я рад, что не было такого мгновенного взлёта. Сыграл роль и сразу же попал в «ТОП». Всё шло, идёт постепенно. И этот процесс настолько притягателен. Мне так интересно! Сразу всё не получается, объять необъятное тяжело и в этом, я считаю, заложена своя прелесть. Ты смакуешь каждый свой шаг. Когда постепенно, оно более осознанней.

 

L.LENKOVA: По какой роли Вас чаще всего узнают?

 

М. Битюков: Даже не знаю. Вот, сыграл я на «НТВ» маньяка и прям, куда не приду – «Ооо!» и пальцем показывают «Это же он!». Сейчас, слава Богу, «алкашей» дают! Зеков. Каких-то предателей. Честно скажу, грех жаловаться. У меня в фильмографии такое разнообразие от благообразных, добрых дядей до скатившихся, спившихся тёмных личностей. Уголовники, маньяки, алкаши – это же так интересно!

 

L.LENKOVA: Отрицательные персонажи они более колоритные. Диапазон размаха намного шире.

 

М. Битюков: Да тут всё равно! Положительный или отрицательный герой, неважно. Главное, уловить какую-то изюминку в персонаже. Конечно, безусловно, интереснее играть персонаж без такого видимого лоска. Это ответственней, сложнее. Камера ловит фальшь сразу.

L.LENKOVA: Максим, Вы сыграли одну из главных ролей в телевизионном сериале «От ненависти до любви». Как Вы думаете, от этой самой ненависти до любви и наоборот, сколько шагов?

 

М. Битюков: Любовь это большой труд. Воспитание себя. А ненависть – это даже не чувство, это уничтожение. Я говорю, с точки зрения, каких-то возвышенных материй, потому что считаю их важными. Замещение очень быстро происходит. «Люблю – Не люблю» «Люблю – Ненавижу» «Бог – Дьявол» Человек превращается в животное, а должно быть что-то незыблемое… Любовь это человеческое, а ненависть дьявольское какое-то начало. Когда человек твёрд, искренен в своих чувствах, никакой ненависти быть не может.

 

L.LENKOVA: Смотрите! Актёр из Новосибирска, приезжает в Москву и буквально сразу же покоряет «Олимп» кинематографа…

 

М. Битюков: Лена, постойте, я ничего не покорял! Мне просто безумно интересно. Сценическое и кинематографическое искусство оно такое разное. Полярное. В театре у меня были долгие репетиции, а в кино нет времени на раскачку, поиск. В кино всё происходит очень быстро. Стремглав.

 

L.LENKOVA: Максим, в Вашем послужном списке на сегодняшний день числятся работы у великих режиссёров современности, а Вы говорите, что ничего не покоряли. Никита Михалков «Солнечный удар», Карен Шахназаров «Анна Каренина. История Вронского», Сергей Урсуляк «Одесский пароход», «Ненастье»…

 

М. Битюков: Речь о другом. Я рад, что не было такого мгновенного взлёта. Сыграл роль и сразу же попал в «ТОП». Всё шло, идёт постепенно. И этот процесс настолько притягателен. Мне так интересно! Сразу всё не получается, объять необъятное тяжело и в этом, я считаю, заложена своя прелесть. Ты смакуешь каждый свой шаг. Когда постепенно, оно более осознанней.

 

L.LENKOVA: По какой роли Вас чаще всего узнают?

 

М. Битюков: Даже не знаю. Вот, сыграл я на «НТВ» маньяка и прям, куда не приду – «Ооо!» и пальцем показывают «Это же он!». Сейчас, слава Богу, «алкашей» дают! Зеков. Каких-то предателей. Честно скажу, грех жаловаться. У меня в фильмографии такое разнообразие от благообразных, добрых дядей до скатившихся, спившихся тёмных личностей. Уголовники, маньяки, алкаши – это же так интересно!

 

L.LENKOVA: Отрицательные персонажи они более колоритные. Диапазон размаха намного шире.

 

М. Битюков: Да тут всё равно! Положительный или отрицательный герой, неважно. Главное, уловить какую-то изюминку в персонаже. Конечно, безусловно, интереснее играть персонаж без такого видимого лоска. Это ответственней, сложнее. Камера ловит фальшь сразу.

L.LENKOVA: Говорят, когда роль у зрителя вызывает определенную эмоцию… любовь, гнев, ярость, умиление, негодование, злость… то, она особенно удалась актёру. Относительно меня Вам особенно удались две роли. Я сейчас говорю о картинах «Шифр» и «Закрытый сезон». Знаете, Ваш Вениамин Беляев… Я смотрела на него и не могла понять, ну почему же он такой? Почему не видит очевидных вещей? Бесхребетный, хотя порой пытается вылезти из образа подкаблучника. Сергей Воронец. Вроде бы и хороший, но с другой стороны, временами, абсолютно не предсказуемый в действиях. То он храбрый, то ведёт себя как трус.

 

М. Битюков: Это роли подарки. Это такие хорошие материалы, Вы так их замечательно процитировали. Ни дать ни взять, как говориться… В каждом человеке есть своя какая-то гниль. Она проявляет себя лишь в определенных обстоятельствах. Главное, преодолеть, справится, остаться человеком. Только вот как это сделать?!  Мне кажется, эти две истории: история Беляева и история Воронца как раз об этом.

 

L.LENKOVA: Любимая роль в кино.

 

М. Битюков: «Тайны госпожи Кирсановой» очень хорошая работа, играл бы и играл. XIX век. Я такие исторические роли очень люблю. «Закрытый сезон». Звонцова Алёна такой сценарист, конечно, я преклоняюсь перед ней. Удивительные она темы ставит, сюжеты такие придумывает… Но признаться честно, Воронца, мне кажется, я не до конца там реализовался, процентов на двадцать.

 

L.LENKOVA: Приближаясь к завершению нашей беседы. Мне Вас надо, наконец-то, отпустить к детям! (В течение всей моей беседы с Максимом с трубки доносились отдалённые детские голоса, то и дело, подбегавшими с какими-то «серьёзными» вопросами к папе.) Максим, какой Вы папа?

 

М. Битюков: Мне вчера жена говорит: «Ты, то хороший папа, то, совсем плохой». А я даже сам не пойму, какой я?! Конечно, балую детей. Сильно.  Веду себя так, как будто я один из них! И в то же время, понимаю, что так нельзя, но поделать ничего с собой не могу. Они обезоруживают.  Добрый я папа!

 

L.LENKOVA: Что главное, на Ваш взгляд, в воспитании ребёнка?

 

М. Битюков: Конечно, строгость и, в первую очередь, строгость, требовательность к себе. Ребёнок же видит, смотрит на тебя, всё считывает и копирует. Ты встаешь, делаешь зарядку, и ребёнок будет вставать, и делать. Ты берешь лопату, снег расчищать и ребёнок свою лопатку возьмёт и будет тебе помогать. Его даже заставлять не придётся, просто приобщать. Он будет всё повторять. Надо начинать с себя, в себе воспитывать эту дисциплину, тогда и ребёнок будет стараться подражать, быть похожим на папу, если это мальчик, или быть похожей на маму, если девочка.

 

L.LENKOVA: Максим, спасибо большое за интервью, было очень интересно с Вами пообщаться. Напоследок скажите пару слов для наших читателей!

 

М. Битюков: Всегда находите в себе силы преодолевать невзгоды в трудных ситуациях. Света, добра, поменьше злобы.

ФИЛЬМОГРАФИЯ МАКСИМА БИТЮКОВА

«За час до рассвета»

«Некрасивая подружка. Тайна белоснежки»

«Шифр»

«Калашников»

«Закрытый сезон»

«Анатомия убийства»

«Критический возраст»

«Кассирши»

«Воскресенье»

«Триггер»

«Тайны госпожи Кирсановой»

«Синичка»

«Пуля Дурова»

«От ненависти до любви»

«Парфюмерша»

ПОСМОТРЕТЬ ЖУРНАЛ

ОТЗЫВЫ

ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО МНЕНИЕ КАЖДОГО!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ ЗДЕСЬ