ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ
11.08.2021
АЛЕКСАНДР ОБЛАСОВ
«ВОЙНУ – ЛУЧШЕ ТОЛЬКО ИГРАТЬ»
L.LENKOVA: Александр, здравствуйте!
А. Обласов: Здравствуйте!
L.LENKOVA: Рада видеть Вас своим Героем!
//// //// //// ////
Я буквально на секундочку прервусь и
позволю себе небольшое отступление.
Моё интервью с прекрасным актёром Александром Обласовым
должно было увидеть свет 22 июня, но
по определённым причинам выпускаю я его только сейчас.
P.S. Вечная память и низкий поклон всем тем, кто воевал.
//// //// //// ////
… Знаете, каждая Ваша роль: Жека в «Мажоре», Сеня Король в «Диверсанте. Крым», управляющий фирмой Сергеич в «Войне семей», полицейский Слава Сологуб из «Года культуры», Максюта в «Курорте цвета хаки»… Каждая из Вами сыгранных ролей: будь-то главная роль, роль второго плана или же небольшой эпизод – это такое совершенно непостижимое измерение лёгкости и простоты. Вы заставляете нас, зрителей, остановиться, присмотреться и задуматься. Есть человек. Есть его судьба. Есть история. А где актёр?! Где Александр Обласов?! Его нет! Полное растворение, перевоплощение и погружение в образ…
А. Обласов: За этим огромный труд! – смущенно произнёс актёр.
L.LENKOVA: Да, я понимаю! То, как Вы делаете свою работу и то, что Вы в неё вкладываете – это каждый раз впечатляет.
А. Обласов: Спасибо.
L.LENKOVA: Какая роль из сыгранных Вам самому наиболее близка?
А. Обласов: Всегда говорю, что стал популярен благодаря…
L.LENKOVA: Благодаря Вашему Евгению Аверьянову… Прошу прощения, что перебила.
А. Обласов: Да! Благодаря «Мажору» я стал популярен. Эта роль мне ближе. Я развиваюсь с ней…
L.LENKOVA: Мне кажется, развитие – одна из важных составляющих, особенно, когда речь идёт о сезонности того или иного проекта. Ты как личность не стоишь на месте, идёшь вперёд, развиваешься и логично, что и персонаж, которого ты играешь как актёр от сезона к сезону тоже не стагнирует.
А. Обласов: Вы правы. Безусловно… Сейчас будет 4-я часть «Мажора» и я там совершенно по-другому сделал своего Жеку.
L.LENKOVA: Выйдет 4-я часть? – переспросила я.
А. Обласов: Да.
L.LENKOVA: Хорошо. Тогда в связи с этим у меня к Вам такой вопрос. Вот, смотрите! Первый сезон «Мажора» прошел на ура. Все ждали продолжения. Вышла вторая часть – ничуть не хуже… Затем третья… Может целесообразней было бы поставить изящную точку в истории об Игоре Соколовском?! Не боитесь, что новый сезон может подкачать?
А. Обласов: (Думает.) Знаете, то, что создатели нам сейчас предложили, как-то очень совпало по возрасту, да и по ощущению сегодняшней нашей жизни. Возможно, именно после этой части целесообразнее будет остановиться. Но на данный момент то, что было прописано в сценарии – нас подкупило и мы согласились. Конечно, последнее слово за зрителем, ему судить, ему оценивать, но темы, которые затронуты в 4-й части очень актуальны, понятны, близки здесь и сейчас… Они отражают это время, в которое мы живём. Они затрагивают проблемы того возраста, в котором пребывают герои… И потом, если честно, нам так не хочется расставаться друг с другом! (Улыбается.)
L.LENKOVA: Понимаю Вас… Что ж, тогда будем с нетерпением ждать нового сезона.
с К. РАЗУМОВСКОЙ, Д. ШВЕДОВЫМ, А. АНДРУСЕНКО и П. ПРИЛУЧНЫМ
А. Обласов: Лен, возвращаясь к Вашему вопросу про роль, мне бы хотелось добавить…
L.LENKOVA: Конечно, пожалуйста.
А. Обласов: Вы сегодня вспоминали картину «Диверсант. Крым».
L.LENKOVA: Да.
А. Обласов: Эта ещё одна моя работа, которую я бы выделил. Роль, которая мне очень нравится...
L.LENKOVA: Не так давно с мужем пересматривали всю трилогию «диверсантов»… Это, конечно, такой творческий тандем – хорошая драматургия плюс замечательное исполнение… Главное же не просто сыграть, важно передать то ощущение, то состояние, тот надрыв… Атмосферность… Чтобы мурашки по коже, чтобы затаив дыхание, чтобы ком в горле и слёзы на глазах…
А. Обласов: Правы. Знаете, у меня около сотни картин, но я могу по пальцам пересчитать, те, которые мне особо дороги, те, которые для меня очень важны. И роль Сени Короля одна из таких. По средствам этих работ, я имею возможность, пусть небольшую, но всё же… Я имею возможность отдать дань памяти погибшим героям. Это большая честь для меня.
L.LENKOVA: Сниматься в картинах подобного рода, затрагивающих события тех военных лет – это не только честь, но и особая, колоссальная ответственность.
А. Обласов: Бесспорно... Там есть линия. Он же брата, родного брата, своего убивает. И это как-то так перекликается с сегодняшним днём. Братоубийство, когда брат убивает брата за предательство. Он не может его простить, понять его мотивы он тоже не в состоянии. Это всё не укладывается у него в голове…
L.LENKOVA: Понятия «брат-сват», «родной-чужой» размыты. Есть правое дело и есть то, что мешает.
А. Обласов: Абсолютно. Через своего героя я хотел показать масштабность трагедии войны. В этом Сене Короле, в моём персонаже, при всей его лёгкости, при всём его юморе, трагедия, произошедшая с ним, она настолько масштабна! Потеря любимой женщины. Потеря брата. Физическая потеря брата. Этот надлом показывает, как война была жестока и беспощадна… Я вложил в эту роль какой-то свой внутренний багаж… «Диверсанты» – многожанровое кино. В нём есть всё – от комедии к трагедии, с подключением душевных каких-то качеств. Когда подключаешь сердце, когда душу подключаешь… И по-другому нельзя! Я по-другому и не умею! Чтобы роль получилась надо через себя её пропустить, вложиться в своего героя. Это очень энергозатратно, я Вам скажу... Я даже потом заболел сильно.
L.LENKOVA: После «диверсантов»?
А. Обласов: Да. Эта роль очень ценна для меня и мне особенно приятно, что картина состоялась, получилась.
L.LENKOVA: Замечательный фильм.
А. Обласов: Спасибо.
L.LENKOVA: И вдвойне радостно, что это не проходное кино на один раз! Посмотрел и забыл.
А. Обласов: Безусловно.
”
ОТВАЖНО можно побежать и стекло разбить на спор, а можно
ОТВАЖНО какие-то свои принципы, убеждения защищать…
с Эльдаром КАЛИМУЛИНЫМ
L.LENKOVA: Ты смотришь, потом ещё какое-то время фильм тебя не отпускает. Проходит год-два и тебе вновь хочется пережить все моменты вместе с героями картины… Классика современного кинематографа. Что тут ещё скажешь?!
А. Обласов: Согласен… Другое дело развлекательное кино. Допустим «Ивановы-Ивановы», «Война семей», «Год культуры»…
L.LENKOVA: «ИП Пирогова».
А. Обласов: Да. Это импровизация. Баловство. Таких чудаков играть – одно удовольствие…
L.LENKOVA: Без подтекста?
А. Обласов: Да. Этот жанр настолько невесомый... Он не требует от тебя каких-то сверхзадач. Ты входишь в кадр и органично существуешь в нём.
L.LENKOVA: Александр, в своих интервью Вы неоднократно говорите, что если бы не стали актёром, то обязательно выбрали бы профессию военного. Вы актёр! Уникальность актёрства заключается в возможности прожить многочисленные жизни, примерить на себя разные образы. В том числе и образ военного… Какого это играть войну?
А. Обласов: Ой! Я Вам так скажу, войну – лучше ТОЛЬКО ИГРАТЬ! Потому что, касаясь настоящего – даже думать об этом страшно... И этот День Победы, который мы отмечаем… А ходит, действительно, много разговоров: чтить или не чтить этот праздник?! Так вот, я считаю, что чтить обязательно надо! Полегло куча людей… Мы сегодня живём беззаботно… (Думает.) Знаете, я был в Донецке, ездил на детский фестиваль. Самой войны я не видел… Пули, чтоб летали – такого не было, нет, но я видел следствие и видел людей… Это, я Вам скажу, неописуемо страшно, когда рядом идёт война… Нам лучше всего договариваться, но только чтобы не было смертей! Мы это всё уже прошли, загляните в историю. Я считаю, что мы должны вспоминать! Мы должны гордиться! Мы обязаны чтить! Жить под мирным небом над головой. И каждый из нас должен поддерживать этот мир, дарованный нам нашими дедами и прадедами.
L.LENKOVA: Без сомнения. Чтобы не повторить той ужасной трагедии, которая причинила столько боли. Ведь горе не обошло стороной ни одну семью. Воспоминания в нас будут жить вечно, и мы должны с трепетом, с особой бережностью передавать их из поколения в поколение.
А. Обласов: Лена, я с Вами полностью согласен. Именно ПЕРЕДАВАТЬ, а не ПЕРЕПИСЫВАТЬ историю.
L.LENKOVA: Конечно... Александр! Отвага. Честь. Достоинство. Мужество. Дайте свою трактовку каждому из этих слов.
А. Обласов: Герой… Одно общее подойдёт или…?
L.LENKOVA: Нет. Подумайте, с чем у Вас ассоциируется каждое слово.
А. Обласов: Отвага. (Думает.) Отвага с честью, в первую очередь, связана. То, как тебя воспитали... Знаете, отважно можно побежать и стекло разбить на спор, а можно отважно какие-то свои принципы, убеждения защищать, а это уже будет ближе к чести… Какие в тебе заложены внутренние ценности, с чем ты живёшь, идёшь по жизни – будет говорить о мужестве.
L.LENKOVA: Я специально эти слова расположила именно в такой последовательности. Одно как бы вытекает из другого. Из отваги честь, потом появляется достоинство. Формируется мужество.
А. Обласов: Ну, я не знаю… Мне кажется… Для меня, по крайней мере, честь она во главе должна стоять. Честь – это первое. С честью воспитание связано.
L.LENKOVA: У Шекспира есть высказывание: «Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придёт конец».
А. Обласов: Да, что-то в этом есть. Однозначно… Если так задуматься, поразмышлять… Когда я был пионером, мы стояли в почётном карауле возле Вечного огня… Там, где я родился – в посёлке Славянка, Приморского края… Так вот стояли мы весь день. Полчаса стоишь, потом полчаса тебе дают на отдых. К вечеру ты с таким уважением относишься к этому месту. Тебе было тяжело, но через это ты понимаешь всю ценность, всю важность данного ритуала. Это формирует твою выносливость, твоё терпение. Нравственно воспитывает тебя.
L.LENKOVA: А Вы стояли не двигаясь?
А. Обласов: Да! Не двигаясь! Как пионеры, с рукой. Тебя позвали стоять в почёте – это было гордо, ответственно. Это было большой честью… А 22-го июня, помню, в пионерском лагере нас разбудили в четыре утра. Вышли мы на торжественную линейку, стояли, а нам рассказывали, что в это самое время в 41-ом году объявили о начале войны. Эти впечатления, воспоминания они колоссальные и, конечно же, они останутся со мной на всю жизнь.
L.LENKOVA: У меня тоже есть подобное яркое воспоминание. В детском саду в канун 9-го мая, нас воспитательница выстраивала по линейке в актовом зале, включала проигрыватель с песней «День Победы» и мы маршировали по кругу, пока звучала композиция. Потом садились на стульчики, и нам рассказывали про этот праздник, и почему он проходит со слезами на глазах… (Нотки приятной, щемящей грудь ностальгии пронеслись в этот момент, и в воздухе на какое-то время воцарилась тишина.)… Вернёмся к профессии! – с улыбкой предложила я, и тот час же получив одобрение, продолжила. Долгое время Вы не играли в театре и вот спустя годы, вновь вышли на помост.
А. Обласов: Да, я вернулся в театр, выдержав паузу в восемь лет.
L.LENKOVA: Вы вспоминаете с сожалением об этих годах или же наоборот такой перерыв был необходим?
А. Обласов: Был необходим. Я с пятнадцати лет в театре и на тот момент, когда уходил от Сергея Васильевича Женовача…
L.LENKOVA: От Вашего художественного руководителя?
А. Обласов: Да. Так вот на тот момент я театром не хотел заниматься вообще… Наверное, нужна была пауза. Я перестал открывать что-то новое для себя. Считал, что всё про всё знаю. Театр превратился для меня немного в бытовую историю. Было двадцать спектаклей в месяц, и я на сцену выходил без какого-либо трепета. Для меня это было, как зубы утром почистить, гигиену какую-то сделать. Трепет исчез, он превратился, своего рода, в рутину. И однажды я понял, что так нельзя. Это неправильно, в первую очередь, по отношению к зрителю. Возникла пауза… Я занимался восемь лет кино…
L.LENKOVA: И вот Вы снова на сцене! Каковы ощущения?
А. Обласов: Замечательные. Я вновь обрёл этот неподдельный интерес, трепет. Я вернулся в театр с пьесой французской писательницы Амели Нотомб «Косметика врага», в которую меня позвал Паша Прилучный. Спектакль интересный. Спектакль серьёзный. Мы с Пашей и Мирославой Карпович играем на троих. Кстати, до пандемии Паша, как продюсер спектакля, планировал привести постановку в Латвию, но не получилось.
с Павлом ПРИЛУЧНЫМ и Мирославой КАРПОВИЧ
”
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЭТО НОРМАЛЬНО
–
БЫТЬ В ПРОФЕССИИ
НЕМНОЖЕЧКО
НЕДОВОЛЬНЫМ СОБОЙ.
L.LENKOVA: Ещё не вечер, как говорится. (Улыбнувшись друг другу, мы продолжили разговор.) Вы сказали, что к театру трепет пропал на какое-то время, а какие эмоции Вы испытывали к кинематографу?
А. Обласов: Кино – это другое. Мне приходилось многому учиться, и я учился. До сих пор учусь. Спасибо опять же Павлу Прилучному. Он хоть и на десять лет меня младше, но очень сильно помогал мне в 1-й части «Мажора», подсказывал... Сегодня я уже поуверенней себя чувствую.
L.LENKOVA: Александр, в профессии Вы самокритичны?
А. Обласов: Да, я самокритичен. Всегда был и остаюсь таким.
L.LENKOVA: То есть Вам всегда что-то не нравится, чем-то Вы недовольны?
А. Обласов: Ну да, так и есть. Тут я мог сделать что-то лучше… Конечно, режиссёр, зритель оценивает, но... Даже, когда иду где-то и меня узнают, благодарят, восхищаются, я всё равно на своей волне, при своём мнении – «Мог сделать лучше!»… Мне кажется, это нормально – быть немножечко недовольным собой.
L.LENKOVA: Есть к чему стремиться, куда расти?!
А. Обласов: Безусловно. Иногда в ходе работы понимаешь, что-то не то, что-то не так. Например, был эпизод в «консультанте» на «НТВ». У нас с Кириллом Кяро была общая сцена, и она нам сразу не понравилась. Мы попросили разрешения полностью переписать наши реплики.
L.LENKOVA: Разрешили?
А. Обласов: Да, нам позволили… Мы придумали, переписали, сделали и сразу всё случилось, всё встало на свои места… Знаете, иногда большая роль не так важна, как маленький эпизод.
L.LENKOVA: Приятно когда узнают?
А. Обласов: Приятно, конечно.
L.LENKOVA: Собственные картины пересматриваете?
А. Обласов: Не всё. Какие-то вещи.
L.LENKOVA: Ваш главный узурпатор, кто?
А. Обласов: Я сам! (Улыбнувшись, актёр счёл нужным добавить.) Ну, а кто ещё?! Я сам, конечно.
L.LENKOVA: Вы собранный или рассеянный человек?
А. Обласов: Всё зависит от обстоятельств… Без сомнения, я люблю полениться. Лежебока такой. Люблю полежать, почитать что-нибудь, посмотреть… Тут заметил, что ещё с возрастом я стал каким-то рассеянным.
L.LENKOVA: В быту?
А. Обласов: Да, да. В быту. Потому что касаемо работы всё обстоит с точностью да наоборот. Я собираю себя. Максимально концентрируюсь… Я трудоспособен. Очень. Работа меня делает собранным. Мобилизует.
L.LENKOVA: Любимое время года.
А. Обласов: Раньше была осень, сейчас, наверное, весна всё-таки.
L.LENKOVA: В чём прелесть весны?
А. Обласов: Осенью я был грустным, самокопающимся. Нет, осенние краски природы они, конечно, прекрасны. Эти клёны. Осень Владивостока. Осень в Москве. Осень в Латвии. Красивая, красочная, но меланхоличная. Опадает листва, природа готовится ко сну. Грустно… Приходит весна и окутывает какой-то иной радостью, радостью мелочей. Прелесть весны – в возрождении нового. Это начало жизни. Всё вновь оживает, пробуждается, расцветает… Знаете у Левитана есть картина «Осенний день. Сокольники». Мне было лет тринадцать-четырнадцать, когда я впервые её увидел, и почему-то подумал, что женщина, изображенная на картине, уходит по осенней аллее. Потом, будучи постарше, уже приехав в Москву, эта картина вновь попалась мне на глаза, и теперь мне казалось, что незнакомка идёт ко мне навстречу. А совсем недавно я узнал историю этой картины. Левитан очень любил писать осенние пейзажи и вот одну из таких работ увидел его друг – Николай Чехов.
L.LENKOVA: Не менее талантливый художник, иллюстратор, карикатурист. Старший брат Антона Павловича.
А. Обласов: Да. И именно Николай предложил дорисовать идущую по аллее одинокую женщину. Мол, через неё будет хорошо прорисовывать образ грусти осеннего дня… А последний роман Фёдора Михайловича Достоевского – «Братья Карамазовы» – произведение, которое можно перечитывать каждый раз совершенно с другой позиции. Равно как и Чехова! Я впервые прочёл «В рождественскую ночь» и чуть не заплакал. Мне тогда было лет восемнадцать. Спустя годы, я вновь взялся перечитать рассказ. (Пауза.) Я смеялся! Возникает это потому, что у тебя за спиной появляется опыт прожитых лет, и ты на какие-то вещи начинаешь по-другому смотреть, реагировать, трактовать их по-иному.
L.LENKOVA: Наши с Вами современники – писатели Макс Фрай и Линор Горалик в своей совместной книге «Книга одиночеств» очень точно высказались по этому поводу. Процитирую: «Книга, перечитанная изменившимся, повзрослевшим человеком – это уже совсем другая история».
А. Обласов: Так и есть.
L.LENKOVA: Поэтому важно не только читать книги, но и время от времени перечитывать их. Много нового можно узнать.
А. Обласов: Вы правы.
L.LENKOVA: Ваша бывшая жена, актриса Ольга Озоллапиня – рижанка.
А. Обласов: Да.
L.LENKOVA: В Риге бывали часто. (Предположила я.)
А. Обласов: В Риге. В Юрмале. Да, часто… У меня сын родился в Риге, в рижском роддоме. Целый год ходил в детский садик в Юрмале.
L.LENKOVA: Александр, Вы наверняка помните, как Вас впервые встретила Латвия? Какое впечатление она на Вас произвела?
А. Обласов: Латвия производит невероятное первое впечатление. Тихий такой островок… Конечно, в Риге удивительно… Приезжать, отдыхать, проводить время… Сама Рига красивая. Юрмала красивая. Латвия красивая. Прекрасная. Всегда чистота… Я уже правда давно не был… К сожалению…
L.LENKOVA: По понятным всем причинам.
А. Обласов: Мы должны были приехать к вам со спектаклем, но из-за пандемии всё остановилось… У меня только тёплые воспоминания…
L.LENKOVA: Получается Рига, Юрмала Вам по-особому дороги.
А. Обласов: Конечно. И потом, как может быть иначе?! Воспоминания, связанные с рождением сына бесценны. Они всегда со мной, в моём сердце, в моей душе. Появление на свет ребёнка – это самое прекрасное, что может случиться с тобой.
L.LENKOVA: Вы счастливый мужчина – отец.
А. Обласов: Абсолютно.
L.LENKOVA: В Лиепае были?
А. Обласов: Да! Первый раз я у вас был, когда работал в театре у Женовача в Студии театрального искусства. Мы приезжали в Лиепаю на гастроли со спектаклем «Мальчики»…
L.LENKOVA: В рамках проекта «Золотая маска». В 2006-ом году, если не ошибаюсь.
А. Обласов: Наверное, где-то так. Я уже не припомню. Лиепая – замечательный город. (Вспоминает.) Я был в Католическом соборе. Невероятное место с удивительнейшим органом. Собор находился совсем рядышком с театром, в котором мы играли…
L.LENKOVA: Буквально в пяти минутах ходьбы.
А. Обласов: У вас театральный город. Культурный, пунктуальный зритель. Помню, нам сказали, что ровно в семь часов должен начаться спектакль, потому что, если он задержится хотя бы на пять минут – это будет какое-то ЧП.
L.LENKOVA: Серьёзно?!
А. Обласов: Да, нам так сказали… Я же работал у Никиты Сергеевича Михалкова в картине «Солнечный удар» и на съёмках познакомился с Мартиньшем Калитой.
L.LENKOVA: Он лиепайчанин.
А. Обласов: Да. Замечательный человек. Профессиональный артист. Очень. Так вот однажды я у него спросил: «Смотри, сейчас фильм выйдет, тебя наверняка в Ригу будут звать. В Россию. Поедешь?!». Лена, знаете, его ответ так меня поразил!
L.LENKOVA: Интересно что же Мартиньш Вам такого ответил?!
А. Обласов: Он сказал: «Меня всё устраивает! Я люблю свой город! Я люблю свой театр!». Это меня поразило и одновременно тронуло до глубины души! Он какой-то профессиональный бессеребреник. (Улыбается.) Я был рад знакомству с ним.
L.LENKOVA: И последний вопрос. В чём кроются маленькие радости жизни Александра Обласова?
А. Обласов: В простых вещах. Дома поваляться хотя бы денёчек. Просто чай попить. Кино посмотреть. Купить что-то… Недавно новый пылесос купили – такая радость была! Я желаю всем радоваться каждому дню, каким бы он не был, и благодарить каждый прожитый день за приобретенный опыт. Здоровья! Счастья! Мирного неба над головой!
с Евгенией ДОБРОВОЛЬСКОЙ
с Ириной ПЕГОВОЙ
с Павлом ТРУБИНЕРОМ
с Татьяной БАБЕНКОВОЙ и Александрой ВЛАСОВОЙ
ФИЛЬМОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА ОБЛАСОВА
«Мажор. Фильм»
«Скажи мне правду»
«Огонь»
«Обычная женщина-2»
«Курорт цвета хаки»
«Зови меня мамой»
«Диверсант. Крым»
«Война семей»
«257 причин, чтобы жить-2»
«Смерш»
«ИП Пирогова»
«Галка и Ганаюн»
«Мажор»
«Ланцет»
«Год культуры»
ОТЗЫВЫ
ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО МНЕНИЕ КАЖДОГО!
ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ ЗДЕСЬ